Главная Новости

Конституционно-правовой аспект самозащиты гражданских прав

Опубликовано: 01.09.2018

видео Конституционно-правовой аспект самозащиты гражданских прав

Интервью Президента СССР С.В. Тараскина для журналистов - 12.03.2018

Действующая Конституция Российской Федерации закрепила принцип гуманизма одним из принципов, составляющих основы конституционного строя России, определив человека, его права и свободы в качестве высшей ценности во взаимоотношениях личности и государства. Конституционные положения определяют приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе объектов конституционно-правовой защиты. Исследование современного механизма конституционно-правового гарантирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в России, места самозащиты гражданских прав в нем на современном этапе развития общества и государства приобрело особую актуальность. Причиной тому различные проявления терроризма, которые стали практически повседневной реальностью, а также сложившаяся ситуация, когда структуры государства не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан.


Некоторые правовые аспекты защиты семьи

Конституция РФ 1993 г. впервые на отечественном уровне признала естественную природу прав и свобод и закрепила право на самозащиту как элемент конституционно-правового механизма защиты основных прав и свобод. Изменение подходов в конституционно-правовой регламентации прав и свобод, оснований и пределов их ограничений актуализировало исследование теоретических аспектов самозащиты гражданских прав и свобод в целях обеспечения их реализации нормами отраслевого законодательства.

Несмотря на то что отдельные формы самозащиты были предусмотрены в гражданском законодательстве и возможность ее осуществления устанавливалась в нормах уголовного права, в то же время есть основания констатировать, что на отечественном уровне конституционно-правовой институт самозащиты является сравнительно новым и малоизученным в науке конституционного права. Конституционно-правовые аспекты самозащиты и его места в конституционно установленном механизме защиты гражданских прав и свобод не получили достаточного комплексного теоретического исследования. Имеющиеся разработки посвящены либо отдельным аспектам становления этого правового института, либо раскрывают способы самозащиты прав, основания и обстоятельства, исключающие ответственность в уголовном, гражданском и другом отраслевом законодательстве. Исследование конституционно-правового смысла самозащиты в контексте новых подходов в конституционно-правовой регламентации прав и свобод, признания и закрепления их естественно-правовой природы не получили до настоящего времени должного теоретического обоснования в науке конституционного права.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена представленным в ней комплексным анализом конституционного механизма защиты прав и свобод и норм отраслевого законодательства Российской Федерации. Авторами представлена правоприменительная и судебная практика, предложены критерии определения правомерности действий по осуществлению лицом самозащиты личных прав и свобод. Практическую направленность имеют выработанные на основе комплексного и системного анализа законодательства и правоприменительной практики предложения по совершенствованию правовых основ регулирования самозащиты.

Системный подход к раскрытию сущности и содержания права на самозащиту в механизме конституционно-правовой защиты прав и свобод через призму обязанности государства выступать основным гарантом позволил раскрыть содержание и сущностные характеристики этого важного конституционно-правового института.

Степень научной разработанности проблемы обусловлена тем, что право каждого на самозащиту его прав и свобод впервые получило свое конституционно-правовое закрепление в Конституции РФ 1993 г. Самозащита является сравнительно новым конституционно-правовым институтом, который не получил своею достаточного изучения в теории конституционного права. Это вызвало необходимость его комплексного и системного исследования и изучения широкого спектра правоотношений человека, общества и государства в сфере защиты основных прав и свобод. Комплексный характер исследуемых проблем потребовал обращения к теоретическим разработкам, посвященным конституционному статусу личности, правам и свободам человека и гражданина, рассмотрения различных аспектов самозащиты прав и свобод в отраслевом законодательстве: уголовном, гражданском, административном, трудовом и других отраслях, анализа правоприменительной и судебной практики.

Объектом научного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере конституционно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, реализации права на их самозащиту.

Предметом исследования выступают конституционно-правовое закрепление самозащиты гражданских прав человека в Российской Федерации, а также правоприменительная и судебная практика, научные разработки, посвященные проблемам самозащиты гражданских прав, различным способам ее осуществления.

Цель работы состоит в раскрытии сущности и содержания конституционного права на самозащиту, его места в системе конституционных прав и свобод и конституционно-правовом механизме их защиты, в проведении системного исследования конституционных положений о самозащите гражданских прав и норм отраслевого законодательства и правоприменительной практики, выработке предложений и рекомендаций по совершенствованию отраслевого регулирования самозащиты, направленных на создание правовых и правоприменительных условий ее реализации.

Достижение указанной цели обусловило необходимость решения ряда более конкретных задач, отражающих логическую последовательность проведенного исследования:

выявить конституционно-правовую природу права на самозащиту прав и свобод и определить его место в механизме защиты основных прав и свобод человека и гражданина; провести сравнительный анализ системы различных форм защиты прав и свобод в Конституциях СССР и РСФСР и выявить этапы становления института самозащиты на отечественном уровне; определить место самозащиты в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ 1993 г.; выявить сущность и содержание конституционного права на самозащиту прав и свобод в России; выявить взаимосвязь между обязанностью российскою государства обеспечивать охрану прав и свобод человека и гражданина и правом на их самозащиту; выработать определение понятия самозащиты гражданских прав и свобод; дать комплексную характеристику конституционно-правового института самозащиты прав и свобод; выявить законодательно установленные способы самозащиты гражданских прав и свобод и выработать классификацию указанных способов; выявить правовые пределы осуществления способов самозащиты публично-правового и частноправового характера; выявить основания ограничения права на самозащиту гражданских прав и свобод и провести их классификацию.

Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации. Конституции СССР и РСФСР, нормы международного права, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Верховного Суда РФ, правоприменительная практика.

Монография является одним из первых комплексных и системных исследований конституционно-правовых аспектов права на самозащиту гражданских прав в Российской Федерации как одного из элементов конституционного механизма защиты гражданских прав и свобод человека и гражданина. В работе впервые определено место конституционного права на самозащиту в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, предложена авторская классификация способов самозащиты по различным основаниям, выявлены пределы осуществления самозащиты гражданских прав и свобод.

Авторами предложены комплексный и системный подход к исследованию поставленной проблемы, носящей многоплановый характер, и решения по реализации конституционных установок в правоприменительной и судебной практике.

На основе системного анализа конституционных норм и норм отраслевого законодательства Российской Федерации, судебной практики выделены отдельные способы самозащиты прав и свобод. В их числе: право на необходимую оборону, на действия в состоянии крайней необходимости, право на применение оружия, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, пикетирований, шествий, право на забастовку и др.

Право на самозащиту гражданских прав рассматривается как возможность лица действовать самостоятельно, без обращения в юрисдикционные органы и совершения им действий фактического и (или) юридического характера, направленных на предупреждение, пресечение и устранение нарушений прав и законных интересов, способами, не запрещенными законом и не выходящими за пределы действии, необходимых для пресечения указанных нарушений.

Сущностью конституционного права на самозащиту является его обеспечительный характер. Самозащита в конституционном механизме защиты прав и свобод реализуется в случаях угрозы возникновения нарушения либо непосредственного нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, а также при неисполнении либо недостаточном исполнении государством обязанности по обеспечению и охране прав и свобод личности.

Конституционно-правовая природа права на самозащиту гражданских прав проявляется в том, что она представляет собой комплексный, межотраслевой, конституционно-правовой институт, взаимосвязанный с закрепленной ч. 1 ст. 45 Конституции РФ обязанностью органов государственной масти в обеспечении охраны и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционное право на самозащиту рассмотрено в контексте защиты гражданских прав и свобод человека и гражданина. Авторами предложена классификация права на самозащиту гражданских прав по различным основаниям: по субъектному составу его осуществления; в зависимости от количества лиц, осуществляющих право на самозащиту; по характеру действий лица по осуществлению самозащиты и устранению нарушений права; по сферам осуществления; по способам регламентации самозащиты.

В работе раскрыты сущность и содержание различных способов самозащиты гражданских прав и свобод, в том числе: право лица на необходимую оборону (ст. 37 УК РФ, ст. 1066 ГК РФ) и право лица на действия в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ, ст. 1067 ГК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ), проведен их сравнительный анализ, выявлены недостатки в закреплении способов самозащиты гражданских прав и критериев границ их осуществления в отраслевом законодательстве.

Предложена авторская классификация оснований и пределов ограничения конституционного права на самозащиту. Выделены публично-правовые и частноправовые основания ограничения права на самозащиту и обозначения пределов его осуществления в законодательстве и правоприменительной практике.

Выработаны рекомендации о необходимости изменения подходов в правоприменительной и судебной практике, в официальном судебном разъяснении порядка применения отраслевого законодательства исходя из конституционно-правового смысла и содержания права на самозащиту.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена научными выводами и разработанными на их основе предложениями, направленными на совершенствование отраслевого законодательства о самозащите гражданских прав, правоприменительной и судебной практики. Содержащиеся в работе предложения способствуют обоснованию и развитию современной концепции основных прав и свобод человека и гражданина, регламентированных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством РФ.

На основе полученных результатов исследования выработаны основания и условия правильной оценки личностью объема и границ конституционных прав и свобод. Результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике, при совершенствовании нормативно-правовых актов, относящихся к защите прав и свобод человека и гражданина, а также в научной и учебной юридической литературе, в преподавании учебных курсов, конституционного, уголовного, гражданского права и при освещении проблем, посвященных правам человека в Российской Федерации.

Содержащиеся в работе выводы и предложения основаны на анализе значительного числа нормативно-правовых актов Российской Федерации, судебной и правоприменительной практики.

rss